• Что такое пунктуационный разбор предложения рыба видит приманку а не крючок

    § 45. Пунктуационный разбор простого предложения

    Порядок пунктуационного разбора

    1. Знаки завершения простого предложения.
    2. Знаки разделительные в простом предложении: между подлежащим и сказуемым тире (если есть); между однородными членами запятые (если есть); перед однородными членами после обобщающего слова двоеточие (если есть).
    3. Знаки выделительные при обращении (если есть).

    Образец пунктуационного разбора

    По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там. (А. Пушкин)

    Устный разбор

    В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.

    Между определениями мшистым, топким ставится разделительная запятая, так как они являются однородными, связь между ними бессоюзная. Между однородными обстоятельствами здесь и там не ставится запятая, так как они соединены неповторяющимся союзом и.

    Письменный разбор

    230. Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

    1. Ветер осенний в леса подымается,
      Шумно по чащам идёт,
      Мёртвые листья срывает и весело
      В бешеной пляске несёт.
    2. Зимние вьюги — предтечи* весенние.

    231. Расставьте пропущенные знаки препинания. Выполните устный пунктуационный разбор предложений.

    1. Птичьи голоса звенели всюду в поле в лесу в роще. 2. Со(?)нце показалось из-за туч но вскоре скрыл..сь. 3. Мухи осы и шмели укрываются в сухие убежища. 4. До чего красив осенний лес. 5. Ребята вы видели когда-нибудь вековые могучие кор..бельные сосны

    Источник: tepka.ru

    Как выполнить пунктуационный разбор предложения?

    Пунктуационный разбор предложения обеспечивает лучшее усвоение школьниками правил пунктуации. Он основывается на трёх последовательных действиях, приводящих в итоге к объяснению условий выбора того или иного знака препинания. Для пунктуационного разбора необходимо знать части речи, уметь находить в предложении грамматическую основу и второстепенные члены, а также слышать интонацию, с которой оно произносится. Правильная простановка знаков препинания обеспечивает точность и ясность выражения мысли.

    Порядок пунктуационного разбора
    Основными знаками препинания, изучаемыми в школе и употребляющимися для пунктуационного разбора, являются: точка (именно от её латинского названия «punctum» и произошло слово «пунктуация»), запятая, точка с запятой, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, скобки, кавычки и многоточие.

    Пунктуационный разбор начинается с определения характера предложения, которое может быть как простым, так и сложным. Затем устанавливается одно или несколько пунктуационных правил, действующих в разбираемом предложении. Каждое из них подлежит отдельному выделению. Результатом пунктуационного разбора является графическая схема предложения.

    Как выполнить пунктуационный разбор простого предложения?
    Простое предложение на схеме обозначается квадратными скобками, после которых ставится один из пяти знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие или сочетание вопросительного и восклицательного знака.

    Внутренняя часть схемы показывает осложнение простого предложения. Грамматическая основа указывается по умолчанию.

    1. Однородные члены предложения изображаются на схеме в виде кругов, внутри которых помещается графическое обозначение члена предложения. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие (одна прямая линия), сказуемые (две прямых линии), дополнения (одна пунктирная линия), определения (одна волнистая линия) и обстоятельства (пунктирная линия с точкой между чёрточками). Вместе с ними на схеме указываются относящиеся к ним знаки препинания и союзы (соединительные, противительные, сопоставительные).
      Однородные члены могут употребляться в предложении вместе с обобщающим словом. На схеме оно обозначается кружком с жирной точкой внутри.
    2. Вводные слова и словосочетания изображаются в виде пяти небольших крестиков, поверх которых ставится надпись «вв.сл.», где «сл.» обозначает как «слово», так и «словосочетание». Над вводными предложениями пишется «вв.пр.».
    3. Обращения на схеме воспроизводятся в виде волнистой линии с надписью «о.».
    4. Междометия прописываются в схеме словами («увы», «ах», «Ура!» и т.п.).
    5. Для объяснения постановки тире между подлежащим и сказуемым над графическим изображением грамматической основы указывается часть речи и её грамматическая форма: «сущ., И.п.», «сущ. + сущ.», «неопр.ф.гл.», «числ.», «сущ. + числ.» и т.д. Указательные слова «это», «вот», «значит» прописываются на схеме полностью.
      Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым также должно быть объяснено при пунктуационном разборе предложения. В этом случае достаточно выделить грамматическую основу и те правила, на основе которых тире опускается: наличие между подлежащим и сказуемым отрицательной частицы «не» или сравнительных союзов «как», «словно», «будто».
    6. Обособленные члены предложения выделяются на письме знаками препинания и делятся на пять категорий:
      • Обособленные определения изображаются на схеме в виде одной волнистой линии, стоящей внутри двух косых черточек «/

    /».
    Если обособленное определение относится к личному местоимению, то последнее указывается на схеме знаком «x», над которым пишется «л.м.». Все остальные части речи указываются на схеме простым «x».
    Над определениями, выраженными причастным оборотом, ставится надпись «п.о.».
    Два или несколько обособленных определений выделяются на схеме как однородные (волнистая линия в кружке). От определяемого слова к ним рисуется стрелка.
    Над обособленными определениями с уступительным и причинным значением указывается «уст.зн.» и «прич.зн» соответственно. На схеме такие определения изображаются двумя линиями: нижняя – обстоятельства, верхняя – определения.
    Согласованные и несогласованные определения на схеме отделяются друг от друга и подписываются как «согл.», «несогл.».

  • Обособленные приложения изображаются на схеме также, как и обособленные определения. Они могут относится к личному местоимению («л.м.»), нарицательному существительному («нариц.») или имени собственному («собств.»). Обособленные приложения с союзом «как» выделяются на схеме нижней линией обстоятельства и верхней – определения, над которыми пишется «прич.зн.» или «зн.кач.».
  • Обособленные дополнения указываются на схеме в виде обычных дополнений с относящимися к ним словами «кроме», «вместо», «включая», «помимо» и др.
  • Обособленные обстоятельства изображаются на схеме в виде одной пунктирной линии с точками, заключённой в косые черточки. Над ними указывается, чем они выражены: деепричастием («д.») или деепричастным оборотом («д.о.»). К обособленным обстоятельствам проводится стрелка от определяемого слова.
    Обстоятельства, выраженные фразеологическим оборотом подписываются как «фразеол.». Знаками препинания на письме они не выделяются.
    Над обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами, прописываются предлоги и предложные сочетания («несмотря на», «при условии» и т.п.).
  • Уточняющие члены предложения обозначаются на схеме в виде тех или иных членов предложения – определений, обстоятельств, дополнений и т.д. Над каждым из них ставится вопрос, на который они отвечают: «когда?», «что?», «какой?» и т.п. Кроме того в схеме указываются относящиеся к ним союзы, поясняющие слова и словосочетания.
  • Сравнительные обороты выделяются на схеме так же, как и обособленные обстоятельства. Над ними ставится надпись «сравн.об.».
  • Как выполнить пунктуационный разбор сложного предложения?
    Сложное предложение на схеме обозначается в виде простых предложений, изображаемых с помощью квадратных и круглых скобок.

    1. В сложносочинённых предложениях за пределами квадратных скобок, обозначающих равноправные по отношению друг к другу простые предложения, вместе со знаками препинания указываются соединительные и разделительные союзы. Общий второстепенный член или вводное слово также выносится за скобки и подчёркивается либо как обстоятельство с надписью «общ.», либо как вводное слово.
      Постановка тире между простыми предложениями объясняется надписями «результат», «рез.см.д.» (резкая смена действия) и т.п.
    2. В сложноподчинённых предложениях главное простое предложение обозначается квадратными скобками, зависимое (придаточное) – круглыми. При пунктуационном разборе на схеме прописываются и указываются союзы («союз»), союзные («союзн.сл.») и указательные слова («указ.сл»). Союзные слова в придаточном и указательные – в главном подчёркиваются как те или иные члены предложения.
      При наличии нескольких придаточных предложений к каждому из них ставится указательная стрелка от того предложения, которому они подчинены.
    3. В бессоюзных предложениях над знаками препинания, связывающими между собой простые предложения, в круглых скобках ставятся подходящие ситуацию союзы.

    Как оформляется прямая речь при пунктуационном разборе?
    На схеме прямая речь изображается буквами «П» (прямая речь, стоящая в начале предложения или являющаяся самостоятельными предложением) и «п» (прямая речь, стоящая в конце предложения). Слова автора обозначаются буквами «А» и «а».
    На письме и при пунктуационном разборе, соответственно, возможны несколько вариантов оформления прямой речи:

    1. Прямая речь стоит перед словами автора:

      Прямая речь стоит после слов автора:

      Прямая речь прерывается словами автора:

      Источник: kakimenno.ru

      Что такое морфемный разбор слова? и что такое пунктуационный разбор предложения?

      Что такое морфемный разбор слова?
      Разбор слова по составу ( морфемный анализ, от слова морфема — значимая часть слова) — один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Короче, корень, приставка, суффикс и все такое.

      Пунктуационный разбор предложения Схема пунктуационного разбора предложения
      1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

      2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

      3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

      Образец пунктуационного разбора предложения

      [Спросив, (которая посмирнее), Пьер влез на лошадь, схватился за гриву,4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и,5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев), поскакал за генералом,9 возбуждая улыбки штабных,^ с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

      Объяснение знаков препинания

      1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

      2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

      1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

      6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

      7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;

      3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

      3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

      5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

      9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

      10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

      Источник: qna.center

      Пунктуационный разбор предложения — правила и порядок разбора?

      Пунктуационный разбор простого предложения?

      Пунктуационный разбор сложного предложения?

      Пунктуационный разбор, это значит необходимо объяснить пунктограмму: сделать графически и анализ.

      Разбор простого предложения состоит из следующих действий:

      1. пронумеровать знаки препинания.
      2. Назвать и обяснить пунктограмму в конце предложения (вопросительное, . )
      3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

      Пуктационный разбор сложно предложения отличается тем, что нужно объяснить связь и подчинение двух и более предложений и определить их тип, остальные пунктуации объясняются по правилам простого предложения.

      Чтобы выполнить пунктуационный разбор предложения, вначале определим, простое оно или сложное. Если предложение простое (одна грамматическая основа), выясним, какое оно по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Если предложение повествовательное, невосклицательное, в конце его ставится завершающий пунктуационный знак — точка, например:

      Солнце село за море.

      Это пунктограмма номер 1.

      Далее определяем, осложнено ли предложение однородным членами, обособленными членами, междометиями или вводными словами. По порядку, с начала предложения, пронумеруем все знаки препинания или отсутствие знаков между однородными членами предложения, соединенных одиночным сочинительным или разделительным союзом, например:

      Вечернее багровое солнце скатилось за гору,(2) поросшую сосняком, (3) и (4) на прощанье озарило огнем стекла домов.(1)

      Объясняем все знаки препинания.

      В сложном предложении выделяем грамматические основы и определяем тип предложения: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное.

      Объясняем постановку знаков препинания, например:

      Вскоре местность изменилась:(2) показались холмы,(3) сплошь поросшие лесом.(1)

      Это бессоюзное предложение, вторая часть поясняет содержание первой, поэтому ставится двоеточие. Схема предложения:

      Объясняем знаки препинания в каждом простом предложении, составляющем сложное.

      Сначала нужно определить, какой знак препинания будет в конце предложения — то есть нужно понять, какое оно будет по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, восклицательное).

      Дальше нужно определить расстановку знаков препинания на уровне осложнённого предложения — то есть выявить признак, по которому это предложение осложнено. Например, осложнено обращением, осложнено причастным/деепричастным оборотом, также предложение может быть сложным и др. Для каждого типа осложнённого предложения будут особые правила пунктуации.

      Наконец, нужно определить расстановку знаков на уровне простого предложения — то есть определить, присутствуют в нём оба главных члена или есть только один член.

      Порядок пунктуационного разбора простого предложения.

      Найти грамматическую основу предложения. Посмотреть, не осложнено ли чем-нибудь предложение. Предложение может быть осложнено: однородными членами, обращением, прямой речью, деепричастным, причастным, сравнительным оборотами, уточнением, определением или приложением, обособленным дополнением или обстоятельством. Нужно еще посмотреть, не ставится ли между подлежащим и сказуемым тире. Если нашли что-то из этого, то надо объяснить, ставятся ли какие-нибудь знаки препинания при этом.

      Порядок пунктуационного разбора сложного предложения.

      Найти грамматические основы, объяснить постановку знаков препинания между частями. Затем выполнить пунктуационный разбор каждой из частей сложного предложения (см. порядок пунктуационного разбора простого предложения).

      Пунктуационный разбор напрямую связан с расстановкой пунктуации и с определением типа конкретного предложения.

      Сначала определиться простое или сложное перед вами предложение.

      Если от вас требуется провести пунктуационный разбор предложения, то я советую вам придерживаться вот этой схемы при таком разборе:

      Пунктуационный разбор — это объяснение всех знаков препинания. Начинать его следует с выявления основы предложения. Если основа одна, значит, это простое предложение. Смотрим, есть ли в этом предложении члены, которые требуют обособления.

      Если предложение сложное, разбираем каждую часть отдельно.

      Пунктуационный разбор — это анализ расстановки всех знаков препинания в предложении. Следует не только грамотно записать предложение, но и определить, где и почему должен стоять тот или иной знак. А для того сначала нужно определить, сколько грамматических основ в предложении (Грамматическая основа- подлежащее и сказуемое. Иногда бывает, что в основе только подлежащее или только сказуемое. Поэтому следует знать, чем, какой частью речи может быть выражен главный член предложения).Еще нужно видеть, какая связь в данном предложении(союзная, бессоюзная).Каким образом подчиняются придаточные предложения к главному, при помощи союзов, союзных слов или при помощи бессоюзной связи.

      При пунктуационном разборе определяется тип предложения( простое или сложное, если сложное, то какое- сложносочиненное или сложноподчиненное, или бессоюзное сложное), какое предложение по цели высказывания( повествовательное, вопросительное, восклицательное)- т.е объясняется, почему в конце предложения стоит тот или иной знак. Указывается количество простых предложений в составе сложного (ставятся цифры), выполняется графическая схема данного предложения.

      Источник: www.bolshoyvopros.ru

      Что такое пунктуационный разбор предложения рыба видит приманку а не крючок

      Когда на доске записано предложение и объяснены все орфограммы в словах, ученик обычно приступает к выполнению устного пунктуационного разбора.

      Как правильно его делать? В каком порядке называть условия постановки знаков препинания? Эти и многие другие вопросы актуальны для средней и старшей школы.

      Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора, который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.

      Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.

      Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.

      Вот два предложения, давайте их проанализируем.

      1)Встретились однажды во дворе Серёжа и Петя, разгребли на скамейке снег и сели. 2)Что бы такое поделать?

      В первом повествовательном предложении используется только два знака: запятая, разделяющая однородные сказуемые, и точка. Во втором всего один вопросительный знак, поскольку в начале предложения есть вопросительное слово.

      Когда знаков препинания внутри предложения нет, нужно ли на это обращать внимание? Да, необходимо пояснить условия отсутствия знаков. Рассмотрим пример.

      Тётя Таня относилась к конькам как к семейной реликвии.

      В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение «в качестве».

      План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.

      ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

      I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.

      II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).

      III. Функция знака препинания.

      ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА

      Пример 1.

      Подожжённые осенью берёзы и осины били в глаза яркими красками.1

      1 — знак завершения в повествовательном простом предложении.

      Пояснение: нет запятой между однородными подлежащими, соединёнными одиночным союзом И, нет запятой после причастного оборота ПОДОЖЖЁННЫЕ ОСЕНЬЮ, стоящего перед определительным словом БЕРЁЗЫ И ОСИНЫ.

      Пример 2.

      Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3

      1 и 2 — запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,

      3 — знак завершения в повествовательном простом предложении.

      Пример 3.

      Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3

      1 и 2 — запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,

      3 — знак завершения в повествовательном простом предложении.

      Пример 4.

      Анна Александровна называла девчонок 1«барышнями»2,3 мальчишек 4«молодыми людьми»5. 6

      1, 2 и 4, 5 — кавычками выделены высказывания персонажа (способ оформления чужой речи),

      3 — запятая разделяет однородные дополнения,

      6 — знак завершения в повествовательном простом предложении (многоточие свидетельствует о незавершённости высказывания).

      Пример 5.

      Всё вокруг казалось необычайно чётким и невиданно красивым:1 и белые стволы берёз,2 и яркие листья,3 и бледно-синее,4 будто выцветшее небо.5

      1 — двоеточие ставим перед рядом однородным членов, так как есть обобщающее слово ВСЁ,

      2, 3 — запятые разделяют однородные подлежащие, соединённые повторяющимися союзами.

      4 — запятая выделяет сравнительный оборот с союзом БУДТО,

      5 — знак завершения в повествовательном простом предложении.

      Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

      Пример 6.

      Однажды утром,1 выйдя во двор,2 Сергей увидел побелевшую от инея крышу сарая,3 поседевшую землю,4 прихваченную морозцем,5 затвердевшую траву,6 покрытую редким снежком,7 словно солью.8

      1, 2 — запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ВЫЙДЯ ВО ДВОР,

      3, 5 — запятые разделяют однородные дополнения,

      4, 5 — запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРИХВАЧЕННУЮ МОРОЗЦЕМ, после определяемого слова ЗЕМЛЮ,

      6, 7 — запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПОКРЫТУЮ РЕДКИМ СНЕЖКОМ, после определяемого слова ТРАВУ,

      7 — запятая выделяет сравнительный оборот с союзом СЛОВНО,

      8 — знак завершения в повествовательном простом предложении.

      Пример 7.

      Поэзия —1 это сердце литературы,2 высшая концентрация всего лучшего,3 что есть в мире и в человеке.4

      1 — тире разделяет подлежащее и сказуемое, выраженные именем существительным в Им.падеже,

      2 — запятая разделяет однородные сказуемые,

      3 — запятая отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной,

      4 — знак завершения в повествовательном простом предложении.

      Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

      Пример 8.

      Красота земли тревожила сердце Сергея,1 напоминала о прошлых днях,2 так ярко запечатлевшихся в памяти.3

      1 — запятая в середине простого предложения разделяет однородные сказуемые,

      2 — запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ТАК ЯРКО ЗАПЕЧАТЛЕВШИХСЯ В ПАМЯТИ, после определяемого слова ДНЯХ,

      3 — точка завершает повествовательное предложение.

      Пример 9.

      Деревья кончались на уровне пятого этажа,1 с балкона видны были только мелко-кудрявые макушки двух ясеней,2 и земля под ними едва просвечивала.3

      1 — запятая в середине разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

      2 — запятая разделяет части сложного предложения (сочинительная связь),

      3 — точка завершает повествовательное сложное предложение.

      Пример 10.

      Такая тишина была в лесу,1 что щебетанье синиц,2 прыгавших по веткам,3 казалось необычайно звонким.4

      1 — запятая в середине разделяет части сложного предложения (подчинительная связь),

      2 и 3 — парные запятые выделяют в придаточной части сложноподчинённого предложения обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРЫГАВШИХ ПО ВЕТКАМ, после определяемого слова СИНИЦ,

      4 — точка завершает повествовательное сложное предложение.

      В некоторых предложениях может встретиться несколько знаков препинания, и в этом случае нужно определиться, в какой последовательности делать пунктуационный разбор. Логично идти от конца к тем знакам препинания, которые находятся внутри предложения. Но возможен и последовательный подход – по порядку следования знаков.

      В сложном предложении сначала объясняем знаки препинания, разделяющие части сложного, затем знаки внутри простых частей. В прямой речи действуем таким же способом: сначала знаки, отделяющие прямую речь от слов автора, а потом остальные знаки препинания.

      Предположим, у нас простое предложение с несколькими смысловыми отрезками, которые выделяются знаками или отделяются ими друг от друга. Как быть в этом случае? В каком порядке давать объяснение?

      Если пунктограммы не совмещаются, то объясняем в порядке следования знаков препинания. В примере 6 и 8 однородные члены распространены обособленными членами, поэтому сначала объясняем знаки между однородными, а потом знаки при второстепенных членах.

      Если же обособленный член предложения включает в свой состав однородные члены, то сначала поясняем его, а потом однородный ряд. Однако, повторим снова, выбор того или иного порядка разбора не является серьёзным недочётом, и за него не снижается оценка.

      Точку, стоящую в конце предложения, чаще всего не объясняют, поскольку само собой разумеется, что точка является знаком завершения. Традиционно обращают внимание на многоточие, восклицательные и вопросительные знаки, поясняя их постановку.

      Рассмотрим ещё несколько примеров. Но уже не будем фиксировать знак завершения – точку.

      1)Чудесная осень,1 сухая и тёплая,2 в этом году долго не покидала землю,3 долго не сбрасывала багряных,4 жёлтых и розовых листьев осины,5 липы и клёна.

      Пять запятых выполняют разную функцию — выделительную и разделительную. Будем идти по порядку следования знаков: 1 и 2 выделяют обособленные определения, выраженные прилагательными, 3, 4, 5 запятые разделяют три ряда однородных членов: 3 — сказуемые, 4 — согласованные определения, 5 — несогласованные определения. Пояснение: нет запятой между однородными определениями, соединёнными одиночным союзом И.

      2)Наконец пришёл экскурсовод,1 толстый человек в украинской расшитой рубахе и в золотых очках,2 отдалённо напоминающий Никиту Хрущёва в его добродушной ипостаси,3 и повёл их вниз по тенистой аллее.

      1, 2 — запятые выделяют обособленное приложение, стоящее после определяемого слова,

      2, 3 — запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

      Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, находящимися внутри обособленного приложения.

      4)Лес,1 поле,2 пруд соединялись в её опыте с тяжёлой работой:3 в лес посылали собирать ягоду для продажи,4 в поле -5 помогать на уборке,6 на пруд -7 полоскать бельё.

      1, 2 — запятые разделяют однородные подлежащие,

      3 — двоеточие разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),

      4, 6 — запятые разделяют части сложного предложения (бессоюзная связь),

      5, 7 — тире сигнализирует о структурной неполноте простой части в составе сложного предложения.

      5)-1 Вот акация,2 -3 указывал он на небольшое,4 цветущее сладким жёлтым цветом дерево,5 -6 одно из великих деревьев.

      1, 3, 6 — тире отделяют прямую речь от слов автора,

      2 — запятая стоит после прямой речи повествовательного предложения,

      5 — запятая стоит после слов автора, отделяя их от прямой речи,

      4, 5 — запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

      6)»1Наверное,2 среди них есть какое-то одно,3 точно такое же,4 как я. 5 Если бы я его увидела,6 я бы сразу узнала»7,8 -9 думала Тома,10 касаясь на ходу рододендрона и самшита. 11

      1, 7 — кавычки выделяют прямую речь от слов автора,

      8 — запятая отделяет прямую речь (повествовательное предложение) от авторских слов,

      9 — тире отделяют прямую речь от слов автора,

      5, 11 — многоточие в конце предложения говорит о незаконченности мысли,

      2 — запятая выделяет вводное слово со значением неуверенности,

      3, 4 — обособленное определение, выраженное местоимением,

      4 — сравнительный оборот с союзом КАК,

      6 — запятая разделяет части сложноподчинённого предложения,

      10 — запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

      Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, находящимися внутри обособленного обстоятельства.

      Конечно, когда поставленные знаки препинания объясняются письменно, то запись выглядит громоздкой и длинной, в устной речи разбор проговаривается быстрее и короче.

      Литература

      1. Беднарская Л.Д. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах / Русский язык в школе. — 2008. — №8.

      2. Блинов Г.И. Пунктуационный разбор / Русский язык в школе. — 1985. — №3.

      3. Никеров А.И. О полном пунктуационном разборе на уроках русского языка / Русский язык в школе. — 1989. — №6.

      Источник: ruslita.ru

      Что такое пунктуационный разбор предложения рыба видит приманку а не крючок

      Схема пунктуационного разбора предложения:

      1) Пронумеровать знаки препинания.

      2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

      3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

      4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

      Образец пунктуационного разбора предложения:

      [Спросив, 1 ( которая посмирнее ), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают ) 7 и (что он не в силах отнять рук от гри­вы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

      Объяснение знаков препинания:

      1) Точка в конце предложения.

      В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

      2) Знаки препинания между частями сложного предложения.

      Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

      — 1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;

      — 6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;

      — 7 – запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».

      3) Знаки препинания между однородными членами предложения.

      Обособление обстоятельств и определений:

      — 3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

      — 5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

      — 9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

      — 10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное при­частным оборотом и стоящее после определяемого слова.

      Источник: raal100.narod.ru

      Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
      Синтаксический и пунктуационный разборы предложения. 5-6 классы

      Далеко не каждый ученик, выучив правило, может самостоятельно установить, как этим правилом пользоваться. Овладеть логикой применения того или иного теоретического материала всем без исключения учащимся помогают лингвистические алгоритмы.

      Данный подход позволяет создать благоприятные условия для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и дает возможность получить достойное образование всем ученикам класса.

      Ниже приводится образец алгоритма, помогающего анализировать и закреплять или систематизировать и обобщать новый учебный материал по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5-6 классах.

      Предварительный просмотр:

      Алгоритм «Синтаксический и пунктуационный разборы предложения»

      * Номера параграфов указаны по учебнику Б а б а й ц е в о й В. В., Ч е с н о к о в о й Л. Д. «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Желтым цветом выделены те моменты, которые необходимо отметить в письменной характеристике предложения; второстепенные члены предложения указываются только при синтаксическом разборе.

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Тема урока: «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами».Урок – практикум.Цель урока: закрепить знания учащихся по синтаксическому и пунктуационному разбору, нахо.

      В 6(7) классе учащиеся знакомятся с новыми теоретическими понятиями «причастный оборот», «деепричастный оборот». В связи с этим при синтаксическом и пунктуационном разборах предложений у учеников возн.

      В 7(8) классах учащиеся знакомятся с новым теоретическим понятием «односоставное предложение». В связи с этим схема разбора простого предложения претерпевает изменения. На первых порах школьники с тру.

      В 8-9 классах учащиеся традиционно изучают такие разделы русского языка, как «Синтаксис» и «Пунктуация». Благодаря использованию на уроках алгоритма «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

      Систематизация и обобщение теоретического материала по русскому языку — важный шаг к успеху на ГИА в 9 классе. Организация самостоятельной работы учащихся, направленной на повторение основных теоретич.

      Урок дает возможность повторить материал на изученную тему и проверить знания учащихся. Используются тесты для 9 класса «Готовимся к ГИА».

      Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями .

      Источник: nsportal.ru

      Рубрики: Рыбалка с лодки